Христианство в Древнем Риме
Христианство в Риме возникло только в 1 веке (правильнее сказать, сначала оно появилось в еврейской среде иудейской Палестины, а позже, при Нероне – и в других римских провинциях). Кстати, государственной религией, оно стало впервые не в Римской империи, а в Армении (при царе Трдате III), в начале 3 века.
История Древнего Рима включает в себя три периода: царский (8-6 в.в. до н.э.), республиканский (с 6 в. До н.э. до 30 года до н.э.) и имперский (до 476 г.). Начнем рассказ о пути, в конце которого христианство в Риме стало официальной религией империи, с его начала.
Несколько слов о порядках, царивших в ту эпоху. Римляне с самого начала не отличались благонравием: вероломство, грабеж и разбой были их визитной карточкой. Помните «Похищение сабинянок» — скульптуры, картины? Это как раз об этом: римляне, пригласив в гости соседей-сабинян, воспользовались своим численным превосходством и отобрали у них жен. Дело тогда закончилось войной, в результате которой обе общины объединились.
После смерти вождя сабинян, Ромул стал царем обоих народов, создав институт закона и порядка: силовики (ликторы), наказывавшие каждого нарушителя, сенат из 100 человек (совет старейшин) и регулярную армию (300 всадников, все остальные – пехота).
Ушел из жизни Ромул феноменально: 5 июля 717 г. до н.э., в возрасте 54 лет, он просто исчез на глазах своей армии во время внезапно разразившейся бури. Так говорят…
После Ромула в Риме было еще 7 царей. Религия того времени не имела единой догматики и церкви – почитался пантеон богов. Институт авгуров и фламинов (жрецов) постепенно ввели Ромул и сабинянин Нума Помпилий – следующий римский царь.
|
|
К слову, жрецами в свое время были такие выдающиеся римляне как Плиний младший, Цицерон, Цезарь и Нерон, при котором христианство в Риме подверглось особо сильным гонениям (массовые казни «сектантов», в том числе апостолов Шимона и Шауля — Петра и Павла).
Изначально, христианство в Риме было стихийным движением, объединяющим бедных и неимущих.
Основной идеей новой религии была терпимость: страдания воспринимались как испытания, обещавшие в загробной жизни блаженство.
Со временем (2-3 век) к новому религиозному течению примкнули богатые люди, разочаровавшиеся в общественно-политическом устройстве государства. Они принесли с собой не только деньги, но и собственные взгляды на социальные проблемы.
Произошла подмена понятий: идеалы нестяжательства и равенства отходят на второй план, а во главу угла ставится богатство, экономический и политический вес. Возникший культ (епископы и архиепископы — патриархи, наместники бога: по факту – обычные должностные лица, появление икон и пышных богослужений), чуждый идеям первоначального христианства, к 4 столетию проник во все слои римского общества.