Существуют ли касты в Индии сегодня?
В древней Индии сословная иерархия общества выражалась в существовании четырех так называемых варн: брахманов (жрецов), кшатриев (принадлежащих к войску), вайшьей (земледельцев и торговцев) и шудр (рабочих и слуг).
Взаимодействие между ними было ограничено, а браки позволялись только по нисходящей мужской линии: мужчина из высшего сословия мог взять себе жену из более низкой варны, но не наоборот.
Говорят, что когда-то в древности варны не были наследственными — они определялись для каждого ребёнка индивидуально.
Клали перед младенцем: 1) книгу, 2) саблю, 3) монеты и 4) сандалии на таком расстоянии, чтобы он не мог схватить две вещи одновременно.
К какому предмету ребенок тянулся, что хватал первым, такая и варна.
Потом взятки и прочее постепенно сделали своё дело, и варны стали наследственными — ну не было желания у брамина, чтобы его сын стал кем-либо, кроме брамина.
Поэтому в средние века варны постепенно сменились кастами, и перейти из одной касты в другую стало практически невозможно.
Во всех областях Индии существовали примерно одинаковые принципы их образования:
— верхушка из правящих династий княжеств во главе с брахманами;
— военно-земледельческие касты, имеющие полные права в общине;
— две касты земледельцев с неполными правами, принадлежность к одной из которых определялась степенью этих прав, например, на пользование и владение землей или торговцы;
— и низшая каста земледельцев и слуг, не имеющих никаких прав и находящихся в зависимости от других общинников.
|
|
Люди из последней, низшей касты были фактически полурабами и назывались неприкасаемыми. Из них и теперь состоит «дно» индийского общества.
Помимо основных сословий, существует множество подкаст. К примеру, среди неприкасаемых самыми низшими считаются те, кому по наследственности предписано заниматься уборкой мусора и нечистот, а также кожевники, причем у последних тоже есть градации.
В верованиях индусов имеет место понятие перевоплощения, согласно которому соблюдение правил, установленных для касты, дает возможность в будущей жизни перейти на более высокую ступень иерархической лестницы, а нарушение сбрасывает ниже.
Тесная связь в обществе привела к тому, что касты в Индии существуют не только у индуистов, но также и среди исповедующих христианство и ислам, хоть это и противоречит Библии и Корану.
Несмотря на то, что современная Индия касты сохранила, однако их значение в обществе утрачивается.
Не последнюю роль в этом сыграла официальная позиция правительства. В последней раз при переписи населения графа «каста» присутствовала в 1931 году.
В 1950 году новая конституция провозгласила равенство граждан, независимо от расовой и кастовой принадлежности и религии.
С 1950 г. благодаря усилиям Махатма Ганди касты законодательно отменены, но на деле в современной Индии по приблизительным подсчетам сохраняется 3000 каст и порядка 25 000 подкаст.
Уменьшение роли каст особенно заметно в больших городах — в бизнес среде все большее значение придается индивидуальным характеристикам и личным качествам, а не происхождению.
В повседневной жизни, особенно в сельских районах, сословие все еще во многом определяет жизнь индийца – его род занятий, круг общения, выбор спутника жизни.