Чаевые в ресторанах Франции и Парижа
Чек, включающий в себя необходимые чаевые в ресторане, называют «Servis Compris» («обслуживание включено»).
Сидя на террасе тротуарного кафе, потягивая Перрье (Perrier), разглядывая прохожих, туристы часто обещают себе вернуться сюда при следующей поездке в Париж. Затруднение возникает при появлении чека — давать или не давать чаевые?
Относится ли счет в ресторане к системе «все включено»?
В отличие от Америки, парижские, да и вообще французские кафе и рестораны обычно добавляют в ваш чек 15% за обслуживание. Этого требует французское законодательство в целях налогообложения чаевых.
Цифра 15% соответствует вершине НДС (французский аналог налога с продаж). Слова «Servis Compris» («обслуживание включено») указывают на то, что чаевые уже включены в общий счёт.
Положительное обстоятельство то, что цены в меню указаны по принципу «все включено», в них учтены и 15-процентные чаевые, и налог с продаж. Поэтому не стоит жутко удивляться в момент, когда вам вручат счёт. То, что вы видели в меню – это то, что вы оплатили, без каких бы то ни было скрытых наценок.
Официально, больше платить вы ничего не обязаны и чаевые, в том числе.
Однако, скромная плата сверх счёта всегда приветствуется. Это будет означать, что вы были довольны обслуживанием официанта и благодарите его за работу. Хотя вы и не обязаны этого делать. Кстати, об официанте: gar?on на французском произносится «гар-сон», где «on» звучит, как в английском «Honking”, а не как в «son».
Небольшие дополнительные чаевые в ресторане также уместны по той причине, что они направляются непосредственно в карман вашего официанта, в отличие от 15-процентных чаевых, которые обычно подсчитываются в конце дня и делятся поровну между всеми официантами. Кроме того, владельцы некоторых баров могут полностью или частично присваивать себе эти чаевые.
Французское законодательство не требует, чтобы чаевые в ресторанах по факту переходили в руки официантов. Поэтому вполне вероятно, что обслуживший вас официант не увидит чаевых, включённых в счёт. Но вновь повторюсь, что вы вовсе не обязаны добавлять «на чай» сверх счёта.
Сколько доплачивать сверху?
Дополнительные чаевые в ресторане могут варьироваться от пары евро за кофе или прохладительный напиток до 1-5 евро за обед или ужин. Хорошей благодарностью официанту станут 5-10% от общей суммы счёта. Но ещё раз стоить отметить, что не существует никаких обязательств и твердых правил о размере чаевых.
|
|
Другое дело, когда чаевые — ощутимый дополнительный доход для их получателей.
Показательный пример — таксисты. Среднестатистический водитель, использующий автомобиль компании, на которую работает, получает около ? 1400 в месяц, что примерно эквивалентно $ 2500 долларам. Это за 10 часов напряженной работы ежедневно. Несколько лет назад, таксисты работали по 14-15 часов 6 дней в неделю с тем, чтобы увеличить свою заработную плату. Теперь французский закон запрещает это. Поэтому чаевые в 5-10% станут щедрым дополнением к основной плате за проезд.
Считается нормальным подать на чай билетерше в Доме Оперы. Вполне достаточно пары евро (помимо этого билетёрша получает оплату при продаже программок). Всегда уместно дать 50 сантимов билетёру в кино. Не так давно было время, что управляющие кинотеатров вообще не оплачивали работу билетёров, и те жили только на чаевые. Сегодня это не практикуется, билетёры получают заработную плату, но обычно она не превышает минимально установленного размера.
Один евро за чемодан порадует любого носильщика в отеле.
Обычно в дорогих ресторанах, на концертах классической музыки или на дискотеках вы можете оставить верхнюю одежду под присмотр девушек в фойе. Принято подавать по одному евро чаевых за каждый крупный элемент вещей, которые вы забираете оттуда.
Если вы заказываете экскурсию в музей, вы можете оставить один – два евро вашему гиду в благодарность за полученные знания.
Конечно, чаевые приняты не только в Париже, но и в любом другом месте во Франции ваши чаевые расценят как знак щедрости, поскольку стандарты жизни там не так высоки, как в Париже.
Оставляя чаевые, вы продемонстрируете щедрость и удовлетворение обслуживанием.
По материалам gofrance.about.com. Фото с www.slate.com.
Партнер блога —